Ответим на звонок:

7:50-22:10(Без выходных)

Call-center:

Обратный звонок:

Мессенджеры:

Закрытьclose

Ответим на звонок:

7:50-22:10(Без выходных)

Найдете дешевле - купим у вас!
Контактная информация
Юридический адрес: Частное предприятие "БатКонтактГрупп" Беларусь, Минск, ул. Ваупшасова д.10 пом.159
УНП 192434390

kak-pravilno-zaryazhat-akkumulyator-avtomobilya

Практически все автовладельцы хотя бы раз попадали в ситуацию, когда не удаётся запустить двигатель из-за полной разрядки аккумуляторной батареи. Причём данная проблема может касаться как старых агрегатов, так и относительно новых АКБ автомобиля. В особо запущенных случаях может понадобиться покупка нового источника питания, но в большинстве своём аккумулятор может полностью зарядиться и прослужить ещё длительное время. Но для этого важно знать, как правильно выполняется зарядка аккумулятора авто.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора

Для обеспечения практической безопасности заряжать автомобильный аккумулятор необходимо на открытом воздухе или хотя бы не в жилых помещениях. Данное требование обусловлено тем, что при восполнении уровня заряда происходит выделение из обслуживаемых батарей взрывоопасного газа. Из-за этого также запрещено курение или выполнение любых работ, предусматривающих наличие открытого пламени или образование искр.

В исключительных случаях можно проводить зарядку в квартире (если нет гаража), но делать это нужно только на балконе при закрытой двери и открытых окнах. Некоторые автолюбители используют для подключения аккумулятора к сети туалет, но в этом случае обязательно наличие работающей принудительной вытяжки с вентилятором и закрытая дверь.

Чтобы зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, для начала нужно подключить ЗУ на клеммы, а затем подсоединяться к электросети – это позволяет исключить образование искр. Отключать систему следует в противоположном порядке. При восполнении заряда обслуживаемых АКБ обязательно выкручиваются пробки – для этого можно использовать даже обычные монеты. Но перед этим следует протереть крышку батареи для удаления пыли.

Выкрученные пробки следует поместить поверх посадочных отверстий – в этом случае обеспечится свободный выход газов, исключится попадание внутрь пыли или мелкого мусора, уменьшатся потери жидкого электролита вследствие испарения при приближении кипения.

Последствия глубокого разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

Нередко автовладельцы доводят АКБ до глубокого разряда. Обычно это касается малоопытных водителей, которые оставляют ключ в замке зажигания, не выключают освещение на длительное время и т. д. Подобные ситуации нередко становятся критическими для батареи. В случае глубокой разрядки происходит процесс сульфитации свинцовых пластин. Из-за отложения крупных кристаллов PbSO4 (сульфат плюмбума) пластинки положительного вывода АКБ забиваются, что приводит к уменьшению площади «открытой» поверхности. А это становится причиной снижения ёмкости агрегата.

Для полного забивания пластин достаточно 3-4 полных разрядок, после чего батарею можно лишь сдать на утилизацию.

Конечно, кристаллы PbSO4 образуются и в штатном режиме функционирования автомобильных аккумуляторов (заряды-разряды), но в этом случае их размеры незначительные, к тому же во время зарядки происходит их растворение в электролите. Вследствие этого пластинки очищаются, а запас ёмкости АКБ приближается к номинальному значению.

Из-за глубокого разряда образуются слишком крупные частицы отложений, которые не успевают раствориться при штатной зарядке от генератора. Решить проблему удаётся только при использовании другого способа зарядки. В этом случае напряжение зарядки автомобильного аккумулятора должно быть повышенным (до 16.3 вольтов) при малой силе тока (от 1 до 0.5 ампера). Только так удаётся частично восстановить ёмкость.

В течение одного цикла добиться нужного показателя плотности электролита невозможно. Поэтому как только жидкость при малом токе начнёт закипать, требуется остановить подачу заряда, сделать перерыв пару часов для отстаивания, а затем вновь повторить процесс 3-4 раза. При таком режиме можно восстановить до 95-98% ёмкости.

Указанный метод применим не для всех аккумуляторов. Так, он не подходит для гелиевых и гибридных АКБ, поскольку для них напряжение более 14.5 вольт является губительным.

Выбор способа зарядки аккумулятора автомобиля

Подзарядка автомобильных АКБ возможна двумя методами: постоянным током I или напряжением U. Для этого нужно использовать специальные устройства, которые обеспечивают контроль обоих параметров. Рассмотрим особенности, плюсы и минусы каждого варианта.

Восстановление заряда при постоянном токе

Несмотря на то, что в этом случае изначально устанавливают неизменную силу тока, в процессе зарядки её нужно будет корректировать. Уменьшение параметра выполняется вручную. В целом процедура состоит из следующих этапов:

  1. На ЗУ нужно установить ток зарядки автомобильного аккумулятора, равный 10% номинальной ёмкости батареи (при 65 Ач ставится 6.5 ампер).

  2. В процессе зарядки напряжение на клеммах АКБ постепенно увеличивается.

  3. Как только значение достигнет 14.4 вольт, сила тока должна быть снижена на 50%.

  4. Когда вольтметр покажет 15В, токовую нагрузку для аккумулятора уменьшают ещё наполовину – это необходимо во избежание выхода из строя агрегата.

  5. АКБ считается полностью заряженный, когда I и U остаются неизменными более часа.

Этот способ происходит довольно быстро (6-10 часов), но он имеет ряд недостатков:

  • сравнительно быстрый износ аккумулятора;

  • выделение большого количества газов (особенно при почти полной зарядке);

  • необходимость регулярного контроля для своевременного переключения силы тока и проверки температуры батареи (при достижении +40°С следует сделать небольшой перерыв).

Данный вариант желательно использовать только в том случае, если время на подзарядку ограничено.

Установка постоянного напряжения

Такой способ является полной противоположностью. На выходе зарядного устройства устанавливают неизменное значение напряжения, вследствие чего в начале процесса токоотдача максимальная (особенно при полной разрядке АКБ), а затем показатель будет постепенно снижаться. Чтобы исключить перегрузку аккумулятора, стоит использовать ЗУ с ограничителем (как правило, 20А).

Каким напряжением заряжать аккумулятор 12 вольт? Обычно на ЗУ устанавливают фиксированный показатель 14.5 вольт. При процедуре ток заряда измерять не нужно, ведь U будет фиксированным, а I автоматически уменьшается. Как только сила тока максимально снизится (ниже 1% номинальной ёмкости батареи), восполнение заряда можно считать завершённым.

Для этого метода желательно применять зарядное, имеющее цифровой дисплей или гидрометрический индикатор заряда автомобильного аккумулятора, так как по устаревшим экранам и стрелкам сложно точно определить токоотдачу.

По окончании процесса следует дать аккумулятору небольшой отдых, а затем измерить значение напряжения на клеммах. При хорошей подзарядке показатель должен быть не меньше 14.5V.

Данный метод считают более правильным, поскольку наблюдается минимальный износ АКБ и нет необходимости в измерении тока. Поэтому если есть время, лучше заряжать батарею постоянным напряжением. Но тут есть и свои недостатки:

  • возможность восполнения до 85-90% заряда;

  • необходимость длительного подключения к сети (иногда дольше суток);

  • невозможность корректной подзарядки кислотных аккумуляторов при минусовой температуре окружающего воздуха из-за повышенного сопротивления в холодном свинце.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Для определения полной разрядки, если аккумулятор подключен к бортовой сети, можно измерить напряжение на клеммах или плотность электролита. При 100%-ном заряде на токовыводах АКБ будет показывать 12.7V. При глубоком разряде значение опуститься до 11.7V (0% заряда). То есть снижение на 0.1 вольта указывает на потерю 10% от номинальной ёмкости. Данные показания являются актуальными, если температура батареи составляет 20-25 °С.

Ниже мы предоставим специальную таблицу с напряжением и плотностью, которая позволит понять степень заряженности аккумулятора.

Способ с определением плотности электролитической массы является более точным, но его можно применять только в случае с обслуживаемыми батареями, поскольку они позволяют выкручивать пробки для получения доступа к жидкости в «банках». Электролитом в АКБ обычно выступает раствор «серная кислота + дистиллированная вода». Во время разрядки происходит снижение плотности раствора, что и позволяет оценить текущий уровень заряда.

Для этой цели используется специальный прибор – ареометр. Полностью заряженный аккумулятор имеет внутри электролит плотностью 1.27-1.28 гр./см3 (при +25 градусах). При глубокой разрядке (0%) плотность уменьшается до 1.1 гр./см3. Так, 0.01 гр./см3 = 6% заряда.

Чтобы в ходе подзарядки проверять плотность, следует сначала отключить ЗУ от сети и подождать 3-5 минут.

Что касается частоты зарядки АКБ, то восполнять недостаток ёмкости требуется хотя бы дважды в год (желательно до и после сильных морозов). Также ставить батарею на подзарядку нужно после каждого продолжительного простоя. Это обусловлено током утечки (пусть и минимальным), наличием на автомобиле охранной сигнализации, которая вынуждена потреблять электроэнергию для постоянной работы.

Отметим, что для автомобильных аккумуляторов важна строго полная зарядка аккумулятора автомобиля. Если «передержать» АКБ, подключённой к сети, то из-за кипения будет испаряться электролит. Обслуживаемые батареи можно дистиллировать, долив недостающую воду, но в случае с необслуживаемыми моделями перезаряд приводит к снижению ёмкости, преждевременному осыпанию пластин и выходу агрегата из строя.

В соответствии с инструкциями производителей, время «безопасной» перезарядки аккумуляторов составляет порядка 15-30 мин.

Если же сильно не дозаряжать батарею, то будет наблюдаться сульфатация свинцовых пластин, что также способствует уменьшению ёмкости, износу, недостаточному потреблению тока для питания электрооборудования.

Особенности подзарядки аккумуляторов разных видов

То, каким током заряжать аккумулятор автомобиля и как долго держать его подключённым к сети, зависит от вида самой батареи. Рассмотрим особенности процедуры для каждой АКБ.

Как зарядить кальциевый аккумулятор?

Данный тип аккумуляторов обозначается Ca-Ca. Это почти необслуживаемые агрегаты, которые появились на рынке сравнительно недавно. Они характеризуются большими пусковыми токами, значительной ёмкостью, отсутствием испарений электролита. Среди недостатков выделяют существенное уменьшение ёмкости после 3-4 циклов глубокого разряда, из-за чего для них крайне важна регулярная подзарядка.

Кальциевые АКБ требуют особой процедуры заряжания, в частности, выдачи постоянного электрического тока при напряжении 16.1-16.5 вольтов. Стандартные ЗУ с максимальным ограничением 14.8В способны восполнить только половину ёмкости, при 15.5В – 75-80%.

Так как штатные генераторы на автомобилях способны выдавать напряжение не более 15 вольт, они не способны качественно заряжать кальциевые АКБ, поэтому их нужно довольно часто ставить на подзарядку (хотя бы через каждые 1-2 месяца). Причём заряжать нужно с помощью ЗУ, имеющих программируемые режимы работы.

Сама подзарядка требует установки напряжения 16.1V, а ток зарядки аккумулятора = 10% номинальной ёмкости. В данном режиме следует держать АКБ подключённой к сети, пока I не снизится до 0.5А (на это может уйти как 30 минут, так и несколько часов). Когда токоотдача достигнет полампера, нужно поставить верхние и нижние границы: 16.1В/3А и 13.2В/0А. Это нужно, чтобы инициировать т. н. «качели». Когда напряжение на выходе достигнет верхней отметки, I упадёт до 0, а U опустится до нижнего предела. После этого сила тока вновь повышается до 3А и процедура повторяется.

По ходу восполнения заряда АКБ время переключения между режимами будет меняться. Сначала повышение напряжения будет медленным, а снижение очень быстрым, а под конец – наоборот.

Как зарядить гелевый аккумулятор?

Батареи GEL тоже являются относительно «молодыми», имеют ряд преимуществ по сравнению с привычными кислотными аналогами. Зачастую они используются для питания мото-техники, мультимедиа-систем автомобилей. Среди плюсов гелевых АКБ выделяют:

  • высокую токоотдачу даже при низком заряде 20-25%;

  • выдерживание большого количества циклов заряда-разряда;

  • минимальные токи саморазряда;

  • возможность хранения полностью разряженного аккумулятора при минусовой температуре.

К минусам относят высокую стоимость и чувствительность к повышению напряжения (перезаряду). Это обусловлено тем, что при чрезмерно высоком U электролит в виде геля начнёт плавиться.

Во избежание перезарядки (что губительно действует на гелевые батареи) желательно использовать специальные электронные ЗУ, автоматически подбирающие и силу токоотдачи, и время подключения.

Для подзарядки GEL-агрегатов могут использовать обычные ЗУ с регулировкой I/U. По традиции сила тока выставляется 10% от ёмкости батареи (для быстрого восполнения заряда можно установить на короткое время до 30%, но не больше значения МАХ Initial Current конкретной АКБ), а напряжение – не более 14.5-15V. Длительность подзарядки во многом определяется установленным значением I (по правилу «чем ниже – тем больше»). Процедура имеет следующий вид:

  1. Перед подзарядкой обслуживаемых гелевых аккумуляторов требуется выкручивать пробку на каждой банке, чтобы предотвратить создание избыточного внутреннего давления. Щупы ЗУ следует «подкидывать» на соответствующие клеммы АКБ с соблюдением полярности.

  2. Затем на зарядном приборе выставляются необходимые параметры I/U. По ходу увеличения уровня заряда будет возрастать и напряжение на клеммах батареи. Важно, чтобы оно не превышало значение CycleUse. Если это требование нарушилось, следует снизить ток для уменьшения и напряжения.

  3. В подобном режиме аккумуляторы полностью заряжаются за 8-12 ч.

Как правило, на этикетках изготовители указывают значения StandbyUse – при таком U АКБ может находиться в состоянии ожидания (хранения) без необходимости подзарядки, но с сохранением работоспособности при отсутствии какой-либо нагрузки. Данное значение обычно варьируется от 13.5V до 13.8V. При несоответствии такому значению результаты могут быть необратимыми (быстрая потеря ёмкостных свойств, преждевременный выход из строя).

Для подзарядки необслуживаемых GEL аккумуляторов целесообразно использовать специализированные электронные ЗУ, автоматически контролирующие значения токоотдачи и напряжения. Помимо того, при выборе режима зарядки данные модели устройств учитывают степень разряженности батареи и температуру окружающей среды. В современных магазинах представлено множество приборов, которые специально созданы для гелевых АКБ. Такие модели предусматривают температурную компенсацию и автоматическое управление подзарядкой на разных стадиях процесса.

Если вы ставите на свою машину GEL батарею, обязательно регулярно следите за работоспособностью реле напряжения генератора. При его неисправности аккумулятор может существенно износиться в течение считанных часов. Чтобы дополнительно защитить АКБ, можно приобрести клеммы со встроенными реле-регуляторами.

Как зарядить гибридный аккумулятор?

Такие аккумуляторы комплектуются двумя видами пластин: сурьмянистыми и кальциевыми (иногда добавляют серебро). АКБ являются малообслуживаемыми, поэтому в крышке есть пробки. У таких батарей необходимо с периодичностью 2-3 месяца измерять электролит. К преимуществам гибридных аккумуляторов относят стойкость к глубоким разрядам, выдачу высоких токов для узла стартера, сравнительно невысокую стоимость.

Процедура подзарядки стандартна: подача тока 10% от ёмкости (до 30% при срочной зарядке), установка напряжения от 13.8V до 14.2V. Успешное восполнение заряда можно определить по значениям 14.2В / 0.3-0.5А.

В случае с гибридными АКБ нельзя ставить большую токоотдачу, что может привести к закипанию электролита, перегреву пластин и осыпанию активной массы.

В летний период времени у таких батарей нужно проверять электролит намного чаще (1-2 раза в месяц) по причине отдачи бо́льшего рабочего напряжения. И если в зимнее время это способствует быстрому запуску мотора, то в жаркую погоду образуется свободная энергия, электролит постепенно испаряется, что приводит к повышению концентрации серной кислоты.

Как заряжать AGM аккумулятор?

Многие автовладельцы путают AGM и GEL батареи, но они выполняются совершенно по разным технологиям. Преимуществом AGM-моделей называют высокий стартерный ток (400-900А), что гарантирует лёгкий запуск любых двигателей в зимнее время (температура замерзания гелевого электролита ниже, чем у жидкого). Также к плюсам относят ускоренную зарядку (3-4 часа вместо 10-12), эффективность восполнения ёмкости от генератора, увеличенный рабочий ресурс (6-10 лет вместо 3-6).

Если говорить о зарядке AGM-батарей, то применяют три способа:

  • Заряжание+накопление+хранение. В этом случае напряжение зарядки должно быть 14.2-14.8В (не более 15.2В), при традиционной силе тока 10% (30% – интенсивный режим). В случае глубокой разрядки энергия накапливается при аналогичных электрических параметрах I/U. После долгого хранения даже при замерзании степень заряда восполняется при подаче 13.2-13.8В и токоотдаче 5-10% ёмкости.

  • Заряжание+хранение. Самый популярный способ подзарядки, при котором напряжение и ток аналогичны режимам в предыдущем случае.

  • Заряжание. Крайне редкий вариант, электрические параметры зарядки которого такие же, как в первых двух методах.

Как и при гелевых АКБ, для AGM-батарей лучше использовать электронные ЗУ с контролем уровней I/U, обеспечивающие эффективность и безопасность процесса с минимальным участием человека.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор?

Большинство современных аккумуляторных батарей считаются необслуживаемыми, поэтому проверка состояния пластинок и уровня электролита невозможна. В целом процедура зарядки практически идентична восполнению заряда у старых АКБ. Применяется методика постоянного тока либо постоянного напряжения. Оптимальный вариант – использование электронных автоматических зарядных приборов, которые имеют световую индикацию завершения процесса. В этом случае облегчается работа для автолюбителя, обеспечиваются правильные параметры I/U и время подачи заряда.

Если же применять механические ЗУ, то важно точно рассчитывать продолжительность заряжания. Для начала необходимо определить степень разряженности. Чтобы понять, до какого напряжения заряжать автомобильный аккумулятор. Если на клеммах показывает 12.7V, значит заряд = 100% ёмкости АКБ, если 11,7V – значит наблюдается полный разряд (0%). Так, если вольтметр показывает на клеммах 12.1 вольта, значит текущий уровень заряда составляет 40% (разница 12.7-12.1 = 0.6В = 60% разрядки).

Поскольку заряжать батарею оптимально силой тока 10% от ёмкости, то для восполнения недостатка требуется подключить аккумулятор к сети через зарядное на 6 часов (60%/10% = 6). В теории можно подавать и 40%, чтобы сократить длительность подзарядки до полутора часов, но так делать категорически не рекомендуется, если вы не хотите получить неисправную машинную батарею.

Таблица заряда

Для определения времени зарядки батареи следует учитывать степень её разряженности, исходя из напряжения на клеммах и плотности электролита. Значения определяются по таблице ниже:

Уровень заряда АКБ, %

Плотность электролита, гр./см3

Степень разрядки АКБ, %

Напряжение на клеммах, В

Оптимальное время заряда (при токе 10% от ёмкости батареи), часы

100

1.277

0

12.73

Нет необходимости

90

1.258

10

12.62

1-1.5

80

1.238

20

12.51

2.5-3

70

1.218

30

12.4

4-4.5

60

1.206

40

12.28

5.5-6

50

1.195

50

12.15

7-8

40

1.181

60

12.04

9-10

30

1.165

70

11.93

12-13

20

1.15

80

11.82

16-17

10

1.135

90

11.71

20-22

0

1.1

100

11.6

Сульфатация, больше суток


Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля?

Этим вопросом часто задаются многих автовладельцы, особенно новички. Чтобы ответить на данный вопрос, важно разделять два понятия:

  • Если говорить о физическом снятии (чтобы перенести ближе к розетке), то батареи можно заряжать без извлечения из посадочного места.

  • Если под снятием подразумевается отсоединение от клемм, то отключение аккумулятора от схемы автомобиля к зарядному устройству является обязательным условием.

Особенно важно снимать клемму с отрицательного вывода аккумулятора, а лучше сразу обе. Это обусловлено тем, что даже при неработающем моторе электричество всё равно поступает на бортовую сеть транспортного средства. Это может приводить к разным негативным моментам:

  • в процессе заряжания часть электроэнергии с аккумулятора будет тратиться на питание приборов, что способствует увеличению времени подзарядки;

  • существуют риски скачков напряжения, что может стать причиной перегорания электрики машины.

При подключении зарядного устройства к батарее важно обеспечить хороший контакт и соблюдать полярность во избежание короткого замыкания. При этом само ЗУ следует подбирать, проверяя, соответствует ли диаметр провода учета подаваемому на АКБ току и напряжению.

Услуга 1akb.by

Зарядка аккумулятора – важная и ответственная задача, от правильности выполнения которой будет зависеть не только эффективность восполнения заряда, но и срок службы самой батареи. Если у вас нет подходящего зарядного устройства, то лучше не рисковать, а воспользоваться помощью профессионалов. Компания 1akb.by оказывает качественные услуги зарядки и восстановления АКБ в Минске даже в случае глубокой разряженности. Вы можете приехать в наш магазин и оставить батарею на подзарядку или же вызвать мастера на дом.



Наш специалист Вам поможет!

Консультация по телефону.
Онлайн чат со специалистом
Заказать консультацию
Мы рекомендуем
keyboard_arrow_left
keyboard_arrow_right

Премиум

Ёмкость, A/h: 4
Cтартовый ток, А: 50A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 121x71x93
    Оплата частями
  • 87 руб.
  • 85.8 руб.
    *при сдаче старого
Вьетнам Акция

Премиум

Ёмкость, A/h: 100
Cтартовый ток, А: 920A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 353x175x190
    Оплата частями
  • 342 руб.
  • 312 руб.
    *при сдаче старого
Польша Акция

Эконом

Ёмкость, A/h: 60
Cтартовый ток, А: 433A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 242x175x190
    Оплата частями
  • 120 руб.
  • 102 руб.
    *при сдаче старого
Италия Акция

Эконом

Ёмкость, A/h: 60
Cтартовый ток, А: 551A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 242x175x190
    Оплата частями
  • 125 руб.
  • 107 руб.
    *при сдаче старого
Польша Акция

Эконом

Ёмкость, A/h: 70
Cтартовый ток, А: 642A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 278x175x190
    Оплата частями
  • 135 руб.
  • 114 руб.
    *при сдаче старого
Финляндия Акция

AGM

Ёмкость, A/h: 90
Cтартовый ток, А: 900A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 353x175x190
    Оплата частями
  • 350 руб.
  • 323 руб.
    *при сдаче старого
Чехия Акция

Эконом

Ёмкость, A/h: 61
Cтартовый ток, А: 661A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 242x175x175
    Оплата частями
  • 140 руб.
  • 121.7 руб.
    *при сдаче старого
Чехия Акция

Стандарт

Ёмкость, A/h: 55
Cтартовый ток, А: 405A
Полярность (клеммами к себе): плюс справа
Габариты: 242x175x190
    Оплата частями
  • 110 руб.
  • 93.5 руб.
    *при сдаче старого
Польша Акция
Сбросить
Пишите:
Если у вас остались вопросы, обязательно свяжитесь с нами — мы готовы проконсультировать по всем условиям работы, а также помочь с выбором нового аккумулятора.

Не знаете какой аккумулятор выбрать? Позвольте Вам помочь!

Наш консультант перезвонит и лично подберёт аккумулятор на ваш автомобиль.

Для этого, оставьте свой номер телефона:

expand_less